В прошлом году я дважды писал у себя в блоге о памятниках советским воинам в Словакии: «Памятники советским воинам в Словакии и в Вене» и «В Словакии — помнят». По состоянию и ухоженности памятников отчасти можно судить и об отношении к похороненным советским воинам (см. фото). Но недавно была возможность узнать подробнее об этой теме с другой стороны. Расскажу по порядку…
Некоторое время назад в комментариях к одной из вышеуказанных публикаций мне написала Анна из г.Тольятти (Россия), с просьбой помочь найти точное место захоронения своего деда капитана Смахтина Павла Григорьевича, погибшего в городке Мытна в Словакии в 1945 году, и я пообещал помочь, чем смогу, т.к. немного могу писать и говорить на словацком языке.
У Анны была некоторая информация, и я обратился в военный архив министерства обороны Словакии — просто написал е-мейл. Мне ответили, что данных об этом человеке у них нет, и порекомендовали обратиться в словацкий Красный крест (даже не поленились указать почтовый адрес). Я написал письмо в словацкий Красный крест и старосте городка Мытна, а Анна обратилась в российский Красный крест.
Российский Красный крест даже не пытался ничего выяснять, пока не будет предоставлена копия справки о гибели из военного архива министерства обороны России. Староста Мытной без всяких справок ответил, что в 60-х годах были перезахоронения могил погибших воинов, а потому информации об этом человеке у них нет. Словацкий же Красный крест мне, иностранному гражданину, без всяких справок, а на основании обычного письма, прислал информацию о месте перезахоронения в Зволене, в т.ч. схему с указанием расположения братской могилы в мемориале, причём для этого они связывались с кем-то из Зволена. Подробно я это всё изложил в публикации «Как разыскать могилу родственника, воина Советской Армии, погибшего и похороненного в Словакии во время Второй Мировой войны».
Но на этом история не заканчивается. Семья Анны хотела не только найти могилу, но и прикрепить там памятные таблички. Так что в апреле Анна с мужем и сыном приехала сначала в Мытну, а потом в Зволен, все фотографии в этом посте — её, сделаны в этой поездке.
Рассказывает Анна:
Это фото с кладбища с. Мытна, где первоначально был захоронен наш прадед. Располагается на холме, очень красивый вид окрестностей, у подножья размещается Мытна.
Мы спросили у местной женщины которая была на кладбище, есть ли могилы советским солдатам. Она показала место.
Мы нашли три могилы, они располагаются на верху холма за часовней. После зимы они еще не были убраны (мы собрали мусор, листья), но то что за ними ухаживают можно судить по наличию венков, свечей и т.п. Были тронуты увиденным, ведь столько лет прошло…
На площади в центре Зволена — памятник советским воинам:
Анна пишет:
Памятник погибшим Советским солдатам в феврале-марте 1945, на табличке есть имена некоторых солдат. Приятно удивило что по прошествии 68 лет памятник в ухоженном состоянии, вокруг чисто, на лавочках сидят мамы с детьми, молодежь, по периметру площади располагаются магазины, бары и т.п. и никому не мешает и никого не раздражает нахождение памятника нашим солдатам. В чужой стране такое бережное отношение к памяти….
Кладбище советских воинов:
Кладбище советских воинов — памятник, на переднем плане видны свечи, которые здесь обычно ставят на кладбище:
Плиты:
Кладбище оказалось ухоженным и очень зелёным, хотя ещё не :
На братских могилах есть немало отличающихся по виду и размеру табличек, прикрепленных в разное время родственниками:
Анна пишет:
Достаточно хорошо видно, что состояние кладбища поддерживается в надлежащем виде, нигде ничего не сломано, не исписано, не украдено. Немного встречался мусор, бумажки, коробки от сока, бутылки в кустах, но наверное это еще с зимы не убрали, трудно сказать убирают там или нет.
Анна с мужем обратились к работнику кладбища, показали письмо и схему, полученные из словацкого Красного креста, привезенные с собой 2 таблички и спросили, как их можно прикрепить. Работник очень извинялся, что в этот день прикрепить таблички уже не получится, т.к. рабочий день уже закончился и все уже ушли домой, и попросил прийти на следующий день. На следующий день на кладбище их уже ждали с самого утра. Работники притащили переносной дизель-генератор, дрель и прочие инструменты и вместе с Анной и её мужем (он на фото в красной футболке) всё сделали:
Анна пишет (Ян — руководитель бригады, его контакты я привёл в конце текста):
…сотрудники кладбища которые нам помогали крепить фотографию дедушки. Очень отзывчивые и приятные люди… Что касается стоимости работ по установке плиты, то они никаких денег с нас не брали. Мы сами решили их отблагодарить (чисто символически 10 евро). По стоимости изготовления памятников ничего не скажу, лучше уточнять у Яна
В итоге получилось вот так:
Обращаю ваше внимание: никаких справок из министерства, разрешений от горсовета, печатей и прочего — ничего этого не требовали. Странно, правда? На родине, в стране-победителе — ты должен что-то кому-то доказывать даже для того, чтобы всего лишь получить информацию, а в чужой стране даже более серьёзные дела делаются в разы проще и дружественнее. Так что ситуация с «никто не забыт, ничто не забыто» в Словакии и в России/Украине — немного разная.
Дополнено (из письма ещё одного человека, тоже искавшего родственника):
Информация (возможно кому-то будет полезной): справка из военного архива министерства обороны России пришла примерно через год, после этого я обратилась в информационный центр Российского Красного Креста — справку о точном месте перезахоронения выдали примерно через полгода (обещали в течение года прислать).
Возможно, кому-то пригодятся эти контакты:
Администрация кладбища советским воинам в Зволене: +421 (908) 329859
Бригада по изготовлению и установке памятников на кладбище в Зволене:
Руководитель — Jan Rausa
Адрес: J.Bottu, 34, Zvolen 96001.
Телефоны: +421 (45) 5325292, +421 (905) 609689, +421 (911) 609689
P.S. История имела и продолжение. 11 мая 2015 года я получил письмо от Андрея из г.Клин Московской области, который тоже является прадедом капитана Смахтина. Он со своим дедом Владимиром Павловичем тоже искал место захоронения прадеда и наткнулся на эту публикацию. Таким образом, он нашёл не только данные о прадеде, но и родственников, связь с которыми была длительное временя потеряна (Анна, я так понял, является племянницей Владимира Павловича, деда Андрея).