Это продолжение моего рассказа о защите окружающей среды. Первая часть была о вывозе и переработке мусора.
Животные
Живут прямо в городе, среди людей. Мы с Леной, например, видели в городской черте косулю, ондатру (она, кстати, не спешила спрятаться). Про ежей, лебедей и уток, живущих буквально среди людей, я вообще молчу — наблюдаем их постоянно, у меня в блоге было несколько публикаций об этом, с фотографиями и видео, но то лишь малая часть.
О животных, живущих среди людей, заботятся. Например, вот история о том, как люди выловили (в холодной воде!) лебедя со сломанным крылом и отвезли его к ветеринару на операцию (щёлкните по фотографии, в новом окне откроется фото-рассказ, дальше щёлкайте стрелочками, они будут справа вверху):
А вот перенос гнёзд аистов с обычных электрических столбов на специальные, чтобы птицы не гибли в проводах (щёлкните по фото, чтобы посмотреть фотоальбом на Facebook):
Ещё один пример. Каждую весну на Železnej studienke (что это я уже рассказывал у себя в блоге) мигрируют жабы, при этом их путь лежит через дорогу. Ясное дело, большой процент должен был бы погибнуть под колёсами, но уже много лет каждую весну дорогу перекрывают на несколько дней, делают невысокий заборчик из пластика, чтобы жабы не могли через него перебраться, а потом ходят, собирают их (жаб) в вёдра и переносят на другую сторону дороги (там озеро) — вот новость на словацком портале sme.sk. В этом году наша подруга Оля, которая учится в словацком ВУЗе на эколога, тоже принимала участие в этой акции — совместно с десятками школьников, причём, по рассказу Оли, школьникам это всё было по приколу:
В полях мы не раз видели зайцев, неспешно прогуливающихся фазанов и цапель.
Хотя в маленьких городках возле лесов, ситуация не такая умилительная Иногда заходят медведи, чтобы порыться в мусорных баках, и местные жители боятся выходить на улицу и вызывают полицию, чтобы та отпугнула животных. Просто застрелить волка или медведя нельзя — они защищены законом, на их отстрел выдаётся специальное разрешение — в том случае, если компетентные органы считают, что животные опасны, или если количество особей в данном ареале выше допустимого.
При утеплении многоэтажных домов строители обязаны крепить специальные коробки, чтобы в них гнездились птицы и летучие мыши. Вот как они выглядят:
Вот ещё фото (оба фото взяты с сайта о летучих мышах http://www.netopiere.sk/, т.к. на моём фото, сделанном смартфоном, плохо видно — всё таки расстояние большое):
Но всё равно — Словакия всё ещё отстаёт в этом плане от, например, Австрии. Когда вы едете из Братиславы в Вену, то можете увидеть экодуки — это по сути виадуки, проходящие над скоростной трассой, но сделаны они исключительно для перехода животных через трассу, причём там, где проходят пути их обычной миграции. Экодуки засажены кустами и деревьями, и на некоторой протяжённости от них в обе стороны вдоль дороги идут заграждения — таким образом, животных заставляют переходить дорогу именно по экодукам. Добавлено: в Словакии есть подземные переходы для мелких животных (лис, зайцев, куниц и т.п.) — в районе Rusovce, возле границы с Венгрией.
Деревья
Спилить дерево — это не так и просто. Даже в том случае, когда это вроде бы необходимо — придётся получать разрешение, если периметр дерева от 40 см на высоте 130 см от земли, или дерево находится на общественной земле или на кладбище, или если для этого ареала установлен 2-й или 3-й уровень охраны. Для садов правила немного помягче, к тому же можно вырубать плодоносные деревья, если при этом в течение 6 месяцев на их месте будут посажены другие деревья. Ну и конечно, если дерево угрожает жизни и здоровью человека, или значительный урон имуществу (например, дерево может упасть в любую минуту) — разрешение не требуется. За незаконный выруб дерева можно получить штраф в десятки а то и сотни евро, а если нанесенный урон был выше 266€, то это уже уголовное дело.
Например, в центре Братиславы корни деревьев повредили бетон и асфальт, а также бордюры, но ничего с этим делать не будут, потому что для этого нужно будет что-то делать с корнями деревьев, что может привести к снижению устойчивости деревьев. Вырубать деревья тем более никто не будет, т.к. они играют не только эстетическую, но и важную гигиеническую и микроклиматическую роль. Подробнее на словацком языке тут.
Голая земля встречается нечасто — обычно она засажена травой, либо засыпана мелким камешком, иногда — корой:
Поэтому количество пыли и грязи на улицах несравненно меньше, чем в Украине — её почти нет.
Вода
К рекам, озёрам и вообще водоёмам словаки относятся очень внимательно.
Всё, что касается воды — серьёзно охраняется. Например, доступ на остров Sihoť возле Братиславы закрыт, в т.ч. для пеших прогулок, т.к. там проходит забор питьевой воды. А в августе вообще — в Конституцию Словакии (!) внесли поправку, которая запрещает массовый вывоз питьевой воды из Словакии, как сырья (транспортными средствами или по трубам). Разрешён вывоз только в бутилированном виде, либо для международной помощи другим государствам. Т.е. по сути, вода теперь — это стратегический ресурс.
Меня это совсем не удивило, т.к. я ещё задолго до принятия поправки считал чистую питьевую воду главным природным ресурсом Словакии — таким же, как нефть для стран ОПЕК.
Ещё пример. В Братиславе, в районе Петржалка есть озеро Большой Драждяк. Он не считается официальным местом для купания, т.к. над озером проходит высоковольная линия. Но даже несмотря на это — каждый год его чистят с привлечением водолазов, поэтому вода чистая.
Экологические аварии
Экологические аварии иногда тоже случаются. Но к ним во-первых, готовы, а во-вторых, относятся серьёзно.
Например, при загрузке танкера в порту в Дунай вылилось несколько тонн нефти. Однако тут же (а дело было глубокой ночью) в дело включились пожарники, которые огородили участок специальными плавучими рукавами и стали заливать нефть нейтрализующим веществом.
Или вот ещё… По телевизору рассказывают о происшествии: мужик приехал на рыбалку, поставил машину на берегу, а она через некоторое время покатилась и оказалась в реке (или в озере — не помню). Приехали пожарники, вытащили машину. Теперь идёт разбирательство: 1) как и почему машина покатилась; 2) не вылилось ли из машины в воду какое-нибудь вредное вещество или топливо — т.е. не был ли нанесен ущерб природе. Задумайтесь просто: сколько из легковушки могло там вытечь-то? Нет, всё равно надо проверить.
Важно и то, что ситуация считается решённой не тогда, когда нейтрализована видимая опасность, а тогда, когда (уже после нейтрализации опасности) возмещён ущерб, нанесённый окружающей среде, например, после лесного пожара — это когда на выгоревшем участке уже высажены новые деревья. Или, например, видел в новостях репортаж о том, что на трассе загорелся автобус. Прибыли пожарники, быстро потушили. Дальше кадры: пожарники уже после завершения своей основной работы посыпают асфальт каким-то порошком в том месте, где горел двигатель.
Экономия
В Словакии стараются экономить всё что только можно. Например, освещение в подъездах не горит всю ночь, а включается лишь тогда, когда человеку надо. Масштабы экономии электричества в масштабах страны сложно и представить. До конца 2016 года каждый потребитель тепла должен будет иметь счётчик тепла.
В 2013 году все котельни в нашем районе Петржалка (18 штук), которые обеспечивали отопление и горячую воду, были модернизированы и теперь могут генерировать не только тепло, но и электричество (система KVET — kombinovaná výroba elektriny a tepla, т.е. «комбинированное производство электричества и тепла»). КПД (за счёт того, что вырабатывается и тепло, и электричество) вырос с 55% до 85%. Также некоторые дома переходят на собственную генерацию тепла (свои котельни).
Одновременно с этим, постоянно идёт утепление многоэтажных домов (в Петржалке неутеплённых осталось довольно мало), плюс регуляция тепла в квартирах. В целом, с 2002 по 2011 год поставки тепла в Петржалке снизились на 35%.
Возобновляемые источники энергии (obnoviteľné energetické zdroje — OEZ)
В целом, использование таких источников возросло, с 1.6% в 2002 году до более 10% в 2012 (сейчас, наверное, ещё больше). Для сравнения — в Австрии (климатически и географически близкой стране) — более 30%, т.е. тут ещё расти и расти, но процесс идёт, потому как все хотят экономить.
В Словакии наиболее выгодно использовать биомассу, особенно отходы деревообрабатывающего производства (тут этого в достатке). В первую очередь, конечно, для производства тепла. Для ветрогенераторов, насколько я понял, условия в Словакии неблагоприятные.
Солнечные батареи используются, но в разных регионах — в разной мере (зависит от количества солнечных дней). Солнечные батареи используются для снабжения электричеством подсветки табло на трассах и т.п., а в центральных регионах Словакии мы видели солнечные батареи на склонах холмов, и довольно часто. В Германии, кстати, в прошлом году количество электроэнергии, генерируемой альтернативными способами, превысило 50%.
Если же говорить в целом о производстве электроэнергии, то больше половины (примерно 54%) дают атомные электростанции, на втором месте — на газу и угле (18%), гидроэлектростанции (15%), остальные — около 12%. Словакия практически полностью может обеспечивать себя электроэнергией, однако всё равно часть электроэнергии закупает, т.к. это выгоднее.
Ну, вроде самое главное рассказал Конечно, тут ещё не всё идеально, но в целом — процесс идёт.