Недавно пришлось мне полежать неделю в больнице — плановая хирургическая операция. Решил изложить свои впечатления. Мой рассказ (в т.ч. фотографиии) будет о университетской больнице Св.Кирилла и Мефодия в Братиславе. Но соседи по палате сказали, что примерно так же и в других больницах страны, т.е. размеры палат и прочие нюансы различаются, но в целом ситуация похожая. Так что можно сказать, что это будет примерное описание того, как устроены государственные больницы («стационар») в Словакии с точки зрения пациента.
Фотографии будут неахтёвого качества, т.к. снимал на смартфон.
Палата в больнице
Каждая палата рассчитана на 3 человека. Выглядит примерно так (это вид от входа):
Палаты попарно соединены внутри друг с другом небольшим коридором (тут он справа, за дверью, в кадр не влез), в котором находятся умывальники, туалет и душ. Душ имеет очень маленький порог, поэтому даже для ослабленного человека не проблема воспользоваться ним. В душе и в туалете есть крепкие поручни в стене, а также кнопки вызова медсестры (вдруг человеку стало плохо? ну или просто он настолько слаб, что не в состоянии встать?).
При поступлении в отделение одежду сдаёшь в гардероб и получаешь расписку. Когда тебя выпишут, на этой расписке в отделении поставят штампик и можно будет забрать вещи.
Также у каждого пациента прямо в палате есть стенной шкаф для одежды и вещей. В нём также есть «сейф» — отделение для денег, документов и прочих ценных вещей, закрывающееся на ключик. Ну, скажу честно — это сейф от честных людей
У каждого пациента есть также прикроватная тумбочка, в ней в т.ч. предусмотрено отделение для бутылок/термоса и полочки — всё продумано и удобно.
Вид с балкона (внизу памятник Кириллу и Мефодию):
Время от времени на этот зелёный лужок приходил пастись лебедь
Кровати в палате
Все кровати — на колёсиках. После операции кровать отвозят под операционную, перекладывают пациента на его кровать и везут в палату — при этом нужно меньше перекладываний, чем при использовании промежуточного звена в виде носилок на колёсиках.
Штанга, прикреплённая к кровати, служит для подвеса треугольной ручки, с помощью которой пациенту легче вставать, а также на неё иногда вешают капельницы (особенно это удобно, если капельница необходима в процессе перевозки пациента).
Тумбочки — тоже на колёсиках. Всё это позволяет в случае необходимости легко освобождать пространство вокруг пациента в экстренных случаях.
Кровать состоит из 3 секций, угол подъёма 2 крайних — регулируется, чтобы можно было поднять ноги или верхнюю часть тела. Вы считаете, что это «мелочи»? Ну-ну.
Над головой у каждого пациента есть светильник с регулируемым положением (поворачивается в разные стороны, поднимается и т.д. — всё работает!), розетка на 220В (до неё можно дотянуться не вставая!) и «рация» (на самом деле используется только кнопка вызова сестры, хотя технически там заложено и переговорное устройство).
На потолке лампочек нет, потому что тогда свет будет бить в глаза пациентам. Основное освещение комнаты спрятано в той белой полосе вдоль стены — в ней светильники под матовым стеклом, которые светят в потолок — получается мягкий рассеянный свет.
В целом всё это хозяйство — отнюдь не новое, скорее всего, ещё с 90-х годов, но рабочее и надёжное — легко прослужит ещё лет 20. В палатах интенсивной терапии — всё другое, очень современное (сужу по фотографиями в СМИ). Ну а то, что касается непосредственно медицинских манипуляций — всё современное и крутое. Также в некоторых отделениях существуют палаты повышенного комфорта, например, для рожениц.
Порядки
Просто взять и войти в отделение — не получится: все двери отделения всегда закрыты. Звонишь в звонок у двери — по домофону спрашивают, кто там, и дальше либо откроют дверь, либо выйдут посмотреть, можно ли тебя пускать или нет. В периоды, выделенные для посещений, впускают без вопросов. В другое время — как повезёт: зависит от персонала и от наличия заведующего в отделении в данный момент В грязное время года возле входа (внутри) — коробка с бахиллами.
День начинается рано: с 6 утра. В обычные дни — минимум 2 обхода, 1 из которых — с заведующим отделением.
Я лежал в больнице неделю, но КАЖДЫЙ РАЗ перед капельницей медсестра спрашивала у меня, нет ли у меня аллергии на что-либо. Это очень правильно — не надеяться на память, а переспросить. Кроме того, на банках с физраствором фломастером всегда указывают, что туда ещё вкололи дополнительно, поэтому любой медик (а не только назначивший лекарство врач) сразу знает, что сейчас капают пациенту. Такие отлаженные до автоматизма процедуры — это очень важный момент.
Т.к. пациентом часто делаются внутривенные инъекции, то обычно подсоединяют и закрепляют пластырем что-то вроде катетера для вены, и к нему уже можно хоть шприц, хоть капельницу подключать, при этом не нужно каждый раз делать новую дыру в венах.
Температуру пациентам меряют бесконтактно: штука похожая на пульт управления кондиционером подносится ко лбу, и уже через секунду-две высвечивается температура. Это позволяет медсестре проверить температуру во всём отделении буквально за несколько минут.
Пациент ничего не покупает — все лекарства выдаются больницей. Расходы потом покрываются страховой компанией. Однако всё равно большинство государственных больниц — убыточны.
Чтобы врачи тебе сделали операцию как надо, или чтобы санитарки смотрели за тобой как надо —взяток давать не нужно. Хотя словаки и благодарят врачей финансово, особенно если понимают, что с этим врачом им ещё придётся иметь длительный контакт.
Питание
Питание — 3 разовое: на завтрак обычно булочки с сырковой бутербродной пастой и кофе с молоком, на обед — суп и второе с мясным и салатиком, на ужин — второе с мясным. Фруктовый чай есть в наличии целый день, но он довольно редко был горячим. Я так понимаю, что в других больницах питание будет отличаться.
Ложку, вилку, нож и чашку — получаешь при поступлении и сдаёшь при выписке. Всё качественное, как в хорошем кафе.
Существует как минимум 3 «стола»: обычный, диетический и для диабетиков (но вроде есть ещё какие-то — я не разбирался). Каждому выдаётся его порция лично. Покушать можно как в «столовой» (по сути, это отгороженная зона в коридоре отделении), так и в палате — если пациент не мобилен. Но как же он будет есть в постели? Это тоже продумали: в палате есть прикроватный столик на стойке, который можно поставить так, что он будет над постелью (на этом фото он между двумя стульями):
На фото за левым стулом ещё виден складной стол (сейчас он сложен).
Персонал
Врачи — разные: одни при обходе постоянно «куда-то спешат», другие же внимательно выслушают, осмотрят, объяснят нюансы и т.д.
Медсёстры почти все приветливые. Я бы даже сказал, расслабленные — нередко шутят и т.п. Хотя, конечно, есть и исключения, но в любом случае — нервных стерв тут вряд ли встретишь. Мастерство загнать иглу в вену тоже отличается, но не сильно. После нажатия на кнопку вызова приходят очень быстро — не помню случая, чтобы прошло более полуминуты.
Санитарки отличаются сильнее. Возможно, потому что работа у них более грязная. Но даже в таком случае они проверят, чистая ли постель и рубашка, и т.п. А вот пожилая санитарка вообще отнеслась как к родному: спросила, не поднять ли мне верхнюю часть постели и подушку, проверила всё, и вообще. Но я понимаю, что такая — одна из 20.
Ещё немного о больнице Св.Кирилла и Мефодия
Ясное дело, такая большая больница не может быть без вертолётной площадки, двух парковок (одна из них подземная) и аптеки.
В больнице есть часовня, открыта постоянно, плюс каждое воскресенье идёт служба.
Также имеется начальная школа для тех детей, которые сейчас лежат в больнице. Такие же школы есть в других крупных больницах, причём это не «веяние моды» — они существуют уже много лет.
Позже, как найду время, напишу ещё пост о медицине в целом.