Ну вот и сбылась (неожиданно быстро) моя мечта! 27-го января я побывал на сольном «a capella» концерте Bobby McFerrin в Киеве.
Его приезд в Украину был неожиданным, причём не только для меня (в расписании концертов ещё в начале декабря про Киев не было ни слова, и я даже собирался на его концерт в Москву). Спасибо за такой мега-подарок продюсерскому центру «Jazz In Kiev», и Тане Балакирской — за своевременную «наводку».
Билет взял в партер, на 3-й ряд. Для меня важно было не только услышать музыканта (для этого есть диски), но и увидеть его вживую, в различных ситуациях (ведь весь концерт — импровизация), а с такого расстояния видна и мимика, и глаза… Любая фото и видео-съёмка была запрещена (это было чётко указано на обратной стороне билета). Хотя, наверное, это и хорошо — я не отвлекался на «хорошие кадры», а просто наслаждался происходящим.
На концерте McFerrin исполнял довольно сложные вещи, особенно первые три импровизации, в которых и ритм, и «рисунок» неоднократно менялся. Да и «Blackbird» (песню The Beatles) и «Smile» я «просёк» совсем не сразу. Но зато какой же кайф, когда вот уже почти «поймал», что же он сейчас исполняет, и через пару секунд, после махонькой «подсказки» — «агаааа, так вот это что!» 🙂
Но, конечно же, главная «фишка» живого концерта МакФеррина — это совместное творчество с залом. Тут, ребята, я был в шоке, просто в шоке. В зале, я так понял, почти не было «левых» людей — довольно много было с музыкальным образованием (пусть даже в далёком школьном прошлом, как и в моё случае). Иначе — как объяснить то, что произошло?! Буквально 4-м или 5-м номером (т.е. когда зал ещё не «разошёлся по полной») МакФеррин вдруг предлагает залу исполнить вместе с ним (!) что бы вы думали? «Аве Марию». Есть у МакФеррина такая «фирменная» штука: он исполняет голосом прелюдию Баха, а зал — «Аве Марию» Гунно (которая была написана «поверх» прелюдии), примерно так:
Ну, для западной-то католической публики «Аве Мария» — знакомое произведение, но для нашей! И когда McFerrin запел первые ноты прелюдии Баха, я, каюсь, подумал, что сейчас всё станет печально. Но зал — запел «Аве Марию»! Конечно, не слова, а простое «аааа», и, конечно, не все, но — запел, и весьма точно и дружно! Я тоже поддержал — как мог 😉 а позади меня, ряду на 7-8-м сидела женщина, которая тянула очень даже классно. В общем, я был поражён! 🙂
Был ещё другой «номер» (но такого на других его концертах я не видел): МакФеррин подпрыгнул на сцене и пропел ноту. Шаг влево — другую. Ещё шаг — ещё одна нота. Получалось, как будто он прыгает по гигантской клавиатуре. Но дальше было ещё интереснее — он стал прыгать туда-сюда, а зал остальные ноты уже «подбирал» сам, причём выстраивая правильную последовательность! Поверх этой «мелодии» музыкант играл (да-да, он не поёт, он играет музыку!) ещё одну мелодию — получалось вот такое многоголосие:
Причём удовольствие от этого получал не только зал:
Потом артист предлагал желающим попеть с ним. Желающие эти были разными по подготовке, но мне было интересно наблюдать, как артист выстроит совместное исполнение с совершенно неизвестным ему и, честно говоря, плохо поющим человеком, и сумеет «вывести» номер в нужное ему русло. Это у него получалось чётко и в то же время — мягко. 🙂
Хотя среди тех, кто пел с ним, были и «перлы» — от этой девчонки (на вид — лет 24-27) я чуть со стула не упал:
Кстати, если кто знает, как называется такое пение или имена артистов — отпишите в комментариях.
Был и «хоровой номер»: музыкант пригласил на сцену людей (я так думаю, не менее 20 человек было), расставил их «по голосам», каждой группе задавал партию и в итоге получалась мелодия:
Были ещё совместные номера с украинскими исполнителями: с неизвестным мне баянистом (кстати, органная классика на баяне — весьма!) и с Энвером Измайловым. Очень, я вам, скажу, очень! Особенно интересно наблюдать, как два музыканта на ходу догадываются, «к чему клонит» другой, учитывают это и на ходу перестраиваются, при этом ни один из них не «ведёт». Как я потом узнал, до концерта они порепетировали вместе минут 10.
Ещё одно важное впечатление. На этом концерте я чётко увидел, что всё, что делает МакФеррин — он делает, прославляя Бога. Хотя, уверен — не все правильно поняли его сложенные (как для молитвы) руки и жесты вроде этого:
Сам артист написал так (эта фраза есть на конверте с билетом):
Когда ты поёшь, ты прославляешь [Господа]
Когда ты прославляешь [Господа] — ты молишься
Когда ты молишься — ты поёшь
Весь концерт был наполнен импровизацией и радостью совместного творчества. Даже не верится, что я там побывал 🙂
P.S. Спасибо Жене и Тане Кочетовым!